Время работы:
с 7:00 до 17:30
Телефон:
50-48-36
Адрес:
ул. Бочкина 186а,
246034, г. Гомель

Меню

Опыт педагогической деятельности  воспитателя дошкольного образования  Гарусовой Натальи Васильевны


«Формирование связной речи у воспитанников посредством театрально-игровой деятельности»

Решающую роль в развитии связной  речи играет театрализованная деятельность. Поэтому,  именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования связной  речи, выразительности речи ребенка, интеллектуального  воспитания. Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
С помощью театрально-игровой деятельности можно решать практически все задачи направления  «Речевое развитие воспитанников» учебной программы дошкольного образования. Театрализованная деятельность была организована в утреннее и вечернее время, а также её элементы планировались в специально-организованной деятельности на занятиях по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого развития», «Ребёнок и общество».
Затем я начала знакомить детей с театральной игрой через игры – имитации. Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Использовала также игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Организация театрализованных игр

 

Первая младшая группа. Знакомство детей с театральной куклой  би-ба-бо и театрализованными играми лучше начинать именно с этого возраста. Воспитатели и старшие дошкольники  демонстрируют малышам сказки и другие инсценировки,  например: "Рукавичка", "Колобок" - это создает радостную атмосферу для малышей. Затем можно предложить детям игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок". Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

Вторая младшая группа. Последовательное знакомство детей с  видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Далее работа разбивается на этапы:

  1. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  2.   Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  3.  Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
  4. Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька...", "Заинька, попляши...", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
  5. Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3.Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
  6. Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
  7. Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
  8. Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Средняя группа. Кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдал друг за другом, обогащают свой личный опыт. При этом выделяют  следующие этапы:

  1. Многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");
  2. игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых";
  3. Постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например "Угадай, что я делаю", "Угадай, что со мной только что было", "Покажи, не называя, литературного героя" и т.п.).

Старшая группа. В этом возрасте все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе "коллажа" из нескольких литературных произведений.

Картотека игровых упражнений для артикуляционной гимнастики  для детей всех возрастных групп (2 младшая – старшая)

Название

Содержание

1.

«Кораблики»

 

Воспитаннику предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Он, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

2.

«Снег и ветер»

 

 Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики - «снег»и выкладываются на столе. Воспитаннику предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

3.

«Кто спрятался?»

 

На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Воспитаннику предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

4.

«Фокус»

Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

 

5.

«Деревья»

 

 Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

6.

«Греем руки»

 

Воспитаннику предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

 

7.

«Дудочка»

 

Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

 

footer