Государственное учреждение образования
"Детский сад №109 г.Гомеля"
С любовью к детям
Решающую роль в развитии связной речи играет театрализованная деятельность. Поэтому, именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования связной речи, выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
С помощью театрально-игровой деятельности можно решать практически все задачи направления «Речевое развитие воспитанников» учебной программы дошкольного образования. Театрализованная деятельность была организована в утреннее и вечернее время, а также её элементы планировались в специально-организованной деятельности на занятиях по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого развития», «Ребёнок и общество».
Затем я начала знакомить детей с театральной игрой через игры – имитации. Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Использовала также игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Организация театрализованных игр
Первая младшая группа. Знакомство детей с театральной куклой би-ба-бо и театрализованными играми лучше начинать именно с этого возраста. Воспитатели и старшие дошкольники демонстрируют малышам сказки и другие инсценировки, например: "Рукавичка", "Колобок" - это создает радостную атмосферу для малышей. Затем можно предложить детям игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок". Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).
Вторая младшая группа. Последовательное знакомство детей с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Далее работа разбивается на этапы:
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Средняя группа. Кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдал друг за другом, обогащают свой личный опыт. При этом выделяют следующие этапы:
Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например "Угадай, что я делаю", "Угадай, что со мной только что было", "Покажи, не называя, литературного героя" и т.п.).
Старшая группа. В этом возрасте все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе "коллажа" из нескольких литературных произведений.
Картотека игровых упражнений для артикуляционной гимнастики для детей всех возрастных групп (2 младшая – старшая)
№ |
Название |
Содержание |
1. |
«Кораблики»
|
Воспитаннику предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Он, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу». |
2. |
«Снег и ветер»
|
Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики - «снег»и выкладываются на столе. Воспитаннику предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола. |
3. |
«Кто спрятался?»
|
На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Воспитаннику предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку. |
4. |
«Фокус» |
Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
|
5. |
«Деревья»
|
Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть. |
6. |
«Греем руки»
|
Воспитаннику предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.
|
7. |
«Дудочка»
|
Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них. |