Государственное учреждение образования
"Детский сад №109 г.Гомеля"
С любовью к детям
«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, их общение с другими людьми затрудняется, снижается познавательная активность.
Лучше всего речь детей дошкольного возраста развивается посредством игры, которая является ведущим видом деятельности ребенка. Игрой он живёт и дышит, познает мир и готовится к взрослой жизни, она ему более близка и понятна.
Существует много игр для развития связной речи ребёнка, но, на мой взгляд, основной является сюжетно-ролевая игра. В процессе сюжетно – ролевых игр, происходит формирование речевых навыков и умений ребенка. Сюжетно – ролевые игры помогают совершенствовать диалогическую речь, обогащать словарь, формировать грамматический строй речи. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной монологической речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении.
Между речью и сюжетно – ролевой игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Перспективный план сюжетно-ролевых игр в средней группе
Тематика сюжетно-ролевых игр |
Задачи сюжетно-ролевой игры |
Активизирующее общение воспитателя с детьми |
|
Сентябрь |
|||
1. Магазин Продавец-покупатель-кассир |
Формировать умение у детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия. Развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми. |
Изучение имеющегося игрового опыта воспитанников через беседы; вхождение в игру, совместное проигрывание ситуации |
|
2. Семья. Мама-дочка. Мама-сын Мама-папа-дочка (сын)-забота о семье |
Формировать умение отражать в игре разнообразные бытовые сюжеты. Развивать умение определять тему, сюжет, распределять ролл, включаться в разные ролевые диалоги. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми. |
Обсуждение характеристик, обязанностей членов семьи. Выделение положительных качеств членов семьи (доброта, трудолюбие, ответственность, любовь, забота) |
|
3. Автобус Водитель-пассажир; кондуктор-пассажир |
Дать знания о труде водителя и кондуктора, на основе которых дети смогут развивать игру. Развивать интерес к игре, умение меняться ролями, действовать в соответствии с новой ролевой позицией. Воспитывать уважение к труду водителя и кондуктора |
Обсуждение обязанностей водителя, кондуктора, пассажиров. Знакомство с правилами поведения в автобусе. |
|
Октябрь |
|||
1. На приеме у врача Врач-больной |
Формировать умение у детей ухода за больными и пользованию медицинскими инструментами. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре). Воспитывать у детей внимательность, чуткость. |
Воспитатель выполняет роль «врача».Попадая на прием игрушки рассказывают, почему они попали к врачу. Воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать |
|
2. Автобус Водитель-пассажир-контролер; пассажир- кондуктор |
Закрепить знания о труде водителя и кондуктора, познакомить с трудом контролера. Развивать умение строить ролевой диалог, использовать ролевую речь в игре. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми. |
Закрепление правил поведения в автобусе. |
|
3. Магазин игрушек Продавец-покупатель; шофер (привез игрушки); покупатель- кассир |
Формировать у детей умение выполнять разнообразные игровые действия, отражающие труд людей. Развивать умение строить ролевой диалог, использовать ролевую речь в игре. Воспитывать уважение к труду продавца, кассира |
Проблемная ситуация: воспитатель в роли капризного ребенка требует игрушку (совет «Уговори его») |
|
4. Семья Мама-дочка - сын. Бабушка-внучка- внук |
Формировать умение устанавливать ролевые отношения. Развивать умение меняться ролями, вступать в ролевой диалог в соответствии с принятой ролью, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
|
Проблемная ситуация: бабушка потеряла очки и не может прочитать сказку маленькому братику (совет старшей сестричке рассказать сказку младшему братику) |
|
Ноябрь |
|||
1. На приеме у врача Врач-больной-медсестра |
Формировать умение создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и предметы заменители. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре). Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми. |
Совместное обсуждение «Какие игрушки нужны нам для игры?», «С чего начнем?» |
|
2. Парикмахерская Парикмахер-клиенты; клиенты-клиенты |
Продолжать формировать умения отражать в игре разнообразные трудовые действия. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре |
Воспитатель в роли парикмахера интересуется, какая прическа нравиться клиентам, почему они выбрали эту парикмахерскую; напоминает культуру вежливого общения |
|
3. Шоферы Шоферы-механик-бензоправщик-диспетчер |
Дать детям знания и умения о труде шофера, механика, диспетчера, на основе которых ребята смогут развивать сюжетную творческую игру. Развивать интерес к игре. Воспитывать уважение к труду шофера.
|
Воспитатель в роли «шофера» производит осмотр машины, моет ее, с помощью детей заправляет бак бензином, затем у «диспетчера» выписывает путевой лист в котором указано куда ехать и что перевозить |
|
4. Зоопарк Мы едем в зоопарк Экскурсовод-кассир-посетители |
Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, развивать речь. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным |
Воспитатель в роли экскурсовода проводит экскурсию по зоопарку, рассказывает о животных, чем питаются, их внешнем виде, как надо обращаться с животными |
|
Декабрь |
|||
1. Кукольный театр Кассир-артисты-зрители |
Формировать умение разыгрывать знакомые сюжеты из сказок с игрушками. Развивать умение выразительно передавать особенности голоса, эмоциональное состояние персонажа. Воспитывать самостоятельность и творчество. |
Воспитатель просит детей вспомнить и проговорить правила поведения в театре. Выполняет роль «кассира» |
|
2. Поликлиника Врач-пациент-медсестра |
Формировать умение распределять роли, игровые действия согласовывать с принятой ролью. Развивать умение использовать предметы-заменители, разворачивать ролевые взаимодействия. Воспитывать умение договариваться друг с другом в игре |
Вовлечение в игру малоактивных детей на роли пациентов |
|
3. Зоопарк (кормление животных; лечение животных) Рабочие зоопарка-ветеринар |
Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, развивать речь. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным |
Воспитатель просит детей (рабочие зоопарка) рассказать о животных, их внешнем виде, чем питаются. Сам в роли врача проводит осмотр животных, измеряет температуру, делает прививки. |
|
4. Семья Мама-папа-дочка, другие дети, другие мамы. Празднование Нового года |
Продолжать формировать умение использовать разнообразные игровые действия, отражающие бытовые сюжеты. Развивать умение включаться в разнообразные ролевые диалоги, изменять содержание диалога, в зависимости от смены ролей. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми. |
Обсуждение и составление сценария празднования Нового года. Распределение обязанностей, подготовка номеров |
|
Январь |
|||
1. Магазин игрушек Покупатель-продавец; покупатель-кассир |
Формировать у детей умение выполнять разнообразные игровые действия, отражающие труд людей. Развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми. |
Проблемная ситуация: «Какую игрушку подарить?» (воспитатель в роли продавца не знает какую игрушку подарить ребенку и просит продавца помочь в выборе игрушки) |
|
2. Троллейбус Водитель-пассажир; контролер-пассажир |
Дать знания о труде водителя троллейбуса, на основе которых дети смогут развивать игру. Развивать интерес к игре, умение меняться ролями, действовать в соответствии с новой ролевой позицией. Воспитывать уважение к труду водителя и контролера |
Обсуждение обязанностей водителя, контролера, пассажиров. Знакомство с правилами поведения в троллейбусе. |
|
3. Парикмахерская Парикмахер-клиенты; клиенты-клиенты |
Продолжать формировать умения отражать в игре разнообразные трудовые действия. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре |
Воспитатель закрепляет с детьми культуру вежливого общения |
|
4. Строим дом Шофер-строитель; крановщик-строитель-каменщик |
Познакомить детей со строительными профессиями: каменщик, строитель, крановщик; обратить внимание на роль техники. Формировать умение сооружать несложную постройку. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе. |
Воспитатель рассказывает детям об особенностях строительных профессий. Привлекает малоактивных детей на роль шофера и крановщика |
|
Февраль |
|||
1. Скорая помощь Больной-диспетчер-врач-медсестра-водитель скорой помощи |
Вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать чуткость, внимательное отношение к больному, культуру общения. |
Воспитатель выполняет роль «диспетчера». Спрашивает что случилось, просит назвать ФИО, домашний адрес. |
|
2. Шоферы Шоферы-механик-бензоправщик-диспетчер |
Закрепить знания детей о труде шофера, механика, диспетчера, на основе которых ребята смогут развивать сюжетную творческую игру. Развивать интерес к игре. Воспитывать уважение к труду шофера.
|
Вовлечение в игру малоактивных детей на роль бензоправщика и механика |
|
3. Кукольный театр Кассир-артисты-зрители |
Формировать умение разыгрывать знакомые сюжеты из сказок с игрушками. Развивать умение выразительно передавать особенности голоса, эмоциональное состояние персонажа. Воспитывать самостоятельность и творчество. |
Воспитатель вспоминает с детьми и проговаривает правила поведения в театре. Назначает на роль «кассира» малоактивного ребенка |
|
4. Зоопарк (интервью в зоопарке) Корреспондент-рабочие зоопарка |
Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным |
Воспитатель в роли «корреспондента» просит детей (рабочие зоопарка) рассказать о животных, их внешнем виде, повадках, чем питаются. |
|
Март |
|||
1. Семья. Мама-папа-дочка (сын) и др. члены семьи |
Продолжать формировать умение использовать разнообразные игровые действия, отражающие бытовые сюжеты. Развивать умение включаться в разнообразные ролевые диалоги, изменять содержание диалога, в зависимости от смены ролей. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми. |
Обсуждение и составление сценария празднования 8 марта. Распределение обязанностей, подготовка номеров |
|
2. Строим дом Шофер-строитель; крановщик-строитель-каменщик |
Продолжать знакомить детей со строительными профессиями: каменщик, строитель, плотник, крановщик; обратить внимание на роль техники. Формировать умение сооружать несложную постройку. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе. |
Проблемная ситуация: машина привезла строительные материалы, но не может подъехать к постройке |
|
3. Продуктовый магазин Покупатель-продавец; покупатель-кассир |
Формировать у детей умение выполнять разнообразные игровые действия, отражающие труд людей. Развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми. |
Проблемная ситуация: 1. Продавец должен дать сдачу, но у него нет размена 2. У покупателя не хватило денег заплатить за покупку
|
|
4. Поликлиника Врач-пациент-медсестра |
Формировать умение распределять роли, игровые действия согласовывать с принятой ролью. Развивать умение использовать предметы-заменители, разворачивать ролевые взаимодействия. Воспитывать умение договариваться друг с другом в игре |
Проблемная ситуация: у больного высокая температура и он не может сам прийти на прием
|
|
Апрель |
|||
1. Кукольный театр Кассир-артисты-зрители |
Формировать умение разыгрывать знакомые сюжеты из сказок с игрушками. Развивать умение выразительно передавать особенности голоса, эмоциональное состояние персонажа. Воспитывать самостоятельность и творчество. |
Воспитатель вспоминает с детьми и проговаривает правила поведения в театре. |
|
2. Семья. Мама-папа-дочка (сын) |
Продолжать формировать умение использовать разнообразные игровые действия, отражающие бытовые сюжеты. Развивать умение включаться в разнообразные ролевые диалоги, изменять содержание диалога, в зависимости от смены ролей. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми. |
Проблемная ситуация: Мама уехала в командировку, а папа не умеет готовить |
|
3. Автобус Водитель-пассажир-контролер; пассажир- кондуктор |
Закрепить знания о труде водителя и кондуктора, познакомить с трудом контролера. Развивать умение строить ролевой диалог, использовать ролевую речь в игре. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми. |
Проблемная ситуация: водитель автобуса должен вести пассажиров, но его кондуктор заболел
|
|
4. Зоопарк рабочие зоопарка-посетители |
Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным |
Проблемная ситуация: посетители стали кормить тех животных, на вольере у которых висит табличка, запрещающая это делать |
|
Май |
|||
1. Семья. Мама-папа-дочка (сын) |
Продолжать формировать умение использовать разнообразные игровые действия, отражающие бытовые сюжеты. Развивать умение включаться в разнообразные ролевые диалоги, изменять содержание диалога, в зависимости от смены ролей. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми.
|
Проблемная ситуация: маме нужно приготовить суп, а в доме нет капусты
|
|
2. Скорая помощь Больной-диспетчер-врач-медсестра-водитель скорой помощи |
Вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать чуткость, внимательное отношение к больному, культуру общения. |
Вовлечение в игру малоактивных детей на роль «водителя скорой помощи» |
|
3. Мы-юные пешеходы Пешеходы-водители |
Продолжать формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах. Закрепить знание правил дорожного движения, назначение сигналов светофора. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие Воспитывать своих действий за последствия на дороге. |
Воспитатель вспоминает с детьми и проговаривает правила поведения на дороге, назначение сигналов светофора. |
|
4. Парикмахерская Администратор-парикмахер-клиенты; клиенты-клиенты |
Продолжать формировать умения отражать в игре разнообразные трудовые действия. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре |
Проблемная ситуация: Клиент опоздал по записи на прическу и парикмахер взял другого клиента. |