Время работы:
с 7:00 до 17:30
Телефон:
50-48-36
Адрес:
ул. Бочкина 186А,
246034, г. Гомель
Республика Беларусь

Меню

Опыт педагогической деятельности воспитателя дошкольного образования  Дроздовой Елены Алексеевны

 

«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, их общение с другими людьми затрудняется, снижается познавательная активность.

Лучше всего речь детей дошкольного возраста развивается посредством игры, которая является ведущим видом деятельности ребенка. Игрой он живёт и дышит, познает мир и готовится к взрослой жизни, она ему более близка и понятна.

Существует много игр для развития связной речи ребёнка, но, на мой взгляд, основной является сюжетно-ролевая игра. В процессе сюжетно – ролевых игр, происходит формирование речевых навыков и умений ребенка. Сюжетно – ролевые игры помогают совершенствовать диалогическую речь, обогащать словарь, формировать грамматический строй речи. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной монологической речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает  с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении.

Между речью и сюжетно – ролевой игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Перспективный план сюжетно-ролевых игр в средней группе

Тематика сюжетно-ролевых игр

Задачи сюжетно-ролевой игры

Активизирующее общение воспитателя с детьми

Сентябрь

1. Магазин

Продавец-покупатель-кассир

Формировать умение у детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия. Развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Изучение имеющегося  игрового опыта воспитанников через беседы; вхождение в игру, совместное проигрывание ситуации

2. Семья.

Мама-дочка. Мама-сын Мама-папа-дочка (сын)-забота о семье

Формировать умение отражать в игре  разнообразные бытовые сюжеты. Развивать умение определять тему, сюжет, распределять ролл, включаться в разные ролевые диалоги. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми.

Обсуждение характеристик, обязанностей членов семьи. Выделение положительных качеств членов семьи (доброта, трудолюбие, ответственность, любовь, забота)

3. Автобус

Водитель-пассажир;

кондуктор-пассажир

Дать знания о труде водителя и кондуктора, на основе которых дети смогут развивать игру. Развивать интерес к игре, умение меняться ролями, действовать в соответствии с новой ролевой позицией. Воспитывать уважение к труду водителя и кондуктора

Обсуждение обязанностей водителя, кондуктора, пассажиров. Знакомство с правилами поведения в автобусе.

Октябрь

1. На приеме у врача

Врач-больной

Формировать умение у детей  ухода за больными и пользованию медицинскими инструментами. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре). Воспитывать у детей внимательность, чуткость.

Воспитатель выполняет роль «врача».Попадая на прием игрушки рассказывают, почему они попали к врачу. Воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать

2. Автобус

Водитель-пассажир-контролер; пассажир-

кондуктор

Закрепить знания о труде водителя и кондуктора, познакомить с трудом контролера. Развивать умение строить ролевой диалог, использовать ролевую речь в  игре. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Закрепление правил поведения в автобусе.

3. Магазин игрушек

Продавец-покупатель; шофер (привез игрушки); покупатель- кассир

Формировать у детей умение выполнять разнообразные игровые действия, отражающие труд людей. Развивать умение строить ролевой диалог, использовать ролевую речь в  игре. Воспитывать уважение к труду продавца, кассира

Проблемная ситуация: воспитатель в роли капризного ребенка требует игрушку (совет «Уговори его»)

4. Семья

Мама-дочка - сын. Бабушка-внучка- внук

Формировать умение устанавливать ролевые отношения. Развивать умение меняться ролями, вступать в ролевой диалог в соответствии с принятой ролью, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

 

 

Проблемная ситуация: бабушка потеряла очки и не может прочитать сказку маленькому братику (совет старшей сестричке рассказать сказку младшему братику)

Ноябрь

1. На приеме у врача

Врач-больной-медсестра

Формировать умение создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и предметы заменители. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре). Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Совместное обсуждение «Какие игрушки нужны нам для игры?», «С чего начнем?»

2. Парикмахерская

Парикмахер-клиенты; клиенты-клиенты

Продолжать формировать умения отражать в игре разнообразные трудовые действия. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать  умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре

Воспитатель в роли парикмахера интересуется, какая прическа нравиться  клиентам, почему они выбрали эту парикмахерскую; напоминает культуру

вежливого общения

3. Шоферы

Шоферы-механик-бензоправщик-диспетчер

Дать детям знания и умения о труде шофера, механика, диспетчера, на основе которых ребята смогут развивать сюжетную творческую игру. Развивать интерес к игре. Воспитывать уважение к труду шофера.

 

Воспитатель в роли «шофера» производит осмотр машины, моет ее, с помощью детей заправляет бак бензином, затем у «диспетчера» выписывает путевой лист в котором указано куда ехать и что перевозить

4. Зоопарк

Мы едем в зоопарк

Экскурсовод-кассир-посетители

Формировать у детей  умение творчески развивать сюжет игры, развивать речь. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным

Воспитатель в роли экскурсовода проводит экскурсию по зоопарку, рассказывает о животных, чем питаются, их внешнем виде, как надо обращаться с животными

Декабрь

1. Кукольный театр

Кассир-артисты-зрители

Формировать умение разыгрывать знакомые сюжеты из сказок с игрушками. Развивать умение выразительно передавать особенности голоса, эмоциональное состояние персонажа. Воспитывать самостоятельность и творчество.

Воспитатель просит детей вспомнить и проговорить правила поведения в театре. Выполняет роль «кассира»

2. Поликлиника

Врач-пациент-медсестра

Формировать умение распределять роли, игровые действия согласовывать с принятой ролью. Развивать умение использовать предметы-заменители, разворачивать ролевые взаимодействия. Воспитывать умение договариваться друг с другом в игре

Вовлечение в игру малоактивных детей на роли пациентов

3. Зоопарк

(кормление животных;

лечение животных)

Рабочие зоопарка-ветеринар

Формировать у детей  умение творчески развивать сюжет игры, развивать речь. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным

Воспитатель просит детей (рабочие зоопарка) рассказать о животных, их внешнем виде, чем питаются. Сам в роли врача проводит осмотр животных, измеряет температуру, делает прививки.

4. Семья

Мама-папа-дочка, другие дети, другие мамы. Празднование Нового года

Продолжать формировать умение использовать разнообразные игровые действия, отражающие бытовые сюжеты. Развивать умение включаться в разнообразные ролевые диалоги, изменять содержание диалога, в зависимости от смены ролей. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми.

Обсуждение и составление сценария празднования Нового года. Распределение обязанностей, подготовка номеров

Январь

1. Магазин игрушек

Покупатель-продавец; покупатель-кассир

Формировать у детей умение выполнять разнообразные игровые действия, отражающие труд людей. Развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Проблемная ситуация: «Какую игрушку подарить?»

(воспитатель в роли продавца не знает какую игрушку подарить ребенку и просит продавца помочь в выборе игрушки)

2. Троллейбус

Водитель-пассажир;

контролер-пассажир

Дать знания о труде водителя троллейбуса, на основе которых дети смогут развивать игру. Развивать интерес к игре, умение меняться ролями, действовать в соответствии с новой ролевой позицией. Воспитывать уважение к труду водителя и контролера

Обсуждение обязанностей водителя, контролера, пассажиров. Знакомство с правилами поведения в троллейбусе.

3. Парикмахерская

Парикмахер-клиенты; клиенты-клиенты

Продолжать формировать умения отражать в игре разнообразные трудовые действия. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать  умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре

Воспитатель закрепляет с детьми  культуру

вежливого общения

4. Строим дом

Шофер-строитель; крановщик-строитель-каменщик

Познакомить детей со строительными профессиями: каменщик, строитель, крановщик; обратить внимание на роль техники. Формировать умение сооружать несложную постройку. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Воспитатель рассказывает детям об особенностях строительных профессий. Привлекает малоактивных детей на роль шофера и крановщика

Февраль

1. Скорая помощь

Больной-диспетчер-врач-медсестра-водитель скорой помощи

Вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать чуткость, внимательное отношение к больному, культуру общения.

Воспитатель выполняет роль «диспетчера». Спрашивает что случилось, просит назвать ФИО, домашний адрес.

2. Шоферы

Шоферы-механик-бензоправщик-диспетчер

Закрепить знания детей о труде шофера, механика, диспетчера, на основе которых ребята смогут развивать сюжетную творческую игру. Развивать интерес к игре. Воспитывать уважение к труду шофера.

 

Вовлечение в игру малоактивных детей на роль бензоправщика и механика

3. Кукольный театр

Кассир-артисты-зрители

Формировать умение разыгрывать знакомые сюжеты из сказок с игрушками. Развивать умение выразительно передавать особенности голоса, эмоциональное состояние персонажа. Воспитывать самостоятельность и творчество.

Воспитатель вспоминает с детьми и  проговаривает правила поведения в театре. Назначает на роль «кассира» малоактивного ребенка

4. Зоопарк

(интервью в зоопарке)

Корреспондент-рабочие зоопарка

Формировать у детей  умение творчески развивать сюжет игры. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным

Воспитатель в роли «корреспондента» просит детей (рабочие зоопарка) рассказать о животных, их внешнем виде, повадках, чем питаются.

Март

1. Семья.

Мама-папа-дочка (сын) и др. члены семьи

Продолжать формировать умение использовать разнообразные игровые действия, отражающие бытовые сюжеты. Развивать умение включаться в разнообразные ролевые диалоги, изменять содержание диалога, в зависимости от смены ролей. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми.

Обсуждение и составление сценария празднования 8 марта. Распределение обязанностей, подготовка номеров

2. Строим дом

Шофер-строитель; крановщик-строитель-каменщик

Продолжать знакомить  детей со строительными профессиями: каменщик, строитель, плотник, крановщик; обратить внимание на роль техники. Формировать умение сооружать несложную постройку. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Проблемная ситуация: машина привезла строительные материалы, но не может подъехать к постройке

3. Продуктовый магазин

Покупатель-продавец; покупатель-кассир

Формировать у детей умение выполнять разнообразные игровые действия, отражающие труд людей. Развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Проблемная ситуация:

1. Продавец должен дать сдачу, но у него нет размена

2. У покупателя не хватило денег заплатить за покупку

 

 

4. Поликлиника

Врач-пациент-медсестра

Формировать умение распределять роли, игровые действия согласовывать с принятой ролью. Развивать умение использовать предметы-заменители, разворачивать ролевые взаимодействия. Воспитывать умение договариваться друг с другом в игре

Проблемная ситуация:

у больного высокая температура и он не может сам прийти на прием

 

Апрель

1. Кукольный театр

Кассир-артисты-зрители

Формировать умение разыгрывать знакомые сюжеты из сказок с игрушками. Развивать умение выразительно передавать особенности голоса, эмоциональное состояние персонажа. Воспитывать самостоятельность и творчество.

Воспитатель вспоминает с детьми и  проговаривает правила поведения в театре.

2. Семья.

Мама-папа-дочка (сын)

Продолжать формировать умение использовать разнообразные игровые действия, отражающие бытовые сюжеты. Развивать умение включаться в разнообразные ролевые диалоги, изменять содержание диалога, в зависимости от смены ролей. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми.

Проблемная ситуация:

Мама уехала в командировку, а папа не умеет готовить

3. Автобус

Водитель-пассажир-контролер; пассажир-

кондуктор

Закрепить знания о труде водителя и кондуктора, познакомить с трудом контролера. Развивать умение строить ролевой диалог, использовать ролевую речь в  игре. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Проблемная ситуация:

водитель автобуса должен вести пассажиров, но его кондуктор заболел

 

4. Зоопарк

рабочие зоопарка-посетители

Формировать у детей  умение творчески развивать сюжет игры. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным

Проблемная ситуация:

посетители стали кормить  тех животных, на вольере у которых висит табличка, запрещающая это делать

Май

1. Семья.

Мама-папа-дочка (сын)

Продолжать формировать умение использовать разнообразные игровые действия, отражающие бытовые сюжеты. Развивать умение включаться в разнообразные ролевые диалоги, изменять содержание диалога, в зависимости от смены ролей. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми.

 

Проблемная ситуация:

маме нужно приготовить суп, а в доме нет капусты

 

2. Скорая помощь

Больной-диспетчер-врач-медсестра-водитель скорой помощи

Вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать чуткость, внимательное отношение к больному, культуру общения.

Вовлечение в игру малоактивных детей на роль «водителя скорой помощи»

3. Мы-юные пешеходы

Пешеходы-водители

Продолжать формировать у детей  навыки безопасного поведения на дорогах. Закрепить знание правил дорожного движения, назначение  сигналов светофора. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие Воспитывать своих действий за последствия на дороге.

Воспитатель вспоминает с детьми и  проговаривает правила поведения на дороге, назначение  сигналов светофора.

4. Парикмахерская

Администратор-парикмахер-клиенты; клиенты-клиенты

Продолжать формировать умения отражать в игре разнообразные трудовые действия. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать  умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре

Проблемная ситуация:

Клиент опоздал по записи на прическу и парикмахер взял другого клиента.

 

footer